Онтология архитектуры — это ответ на вопрос о том, чем архитектура является поистине. Ответ на этот вопрос - имплицитно или эксплицитно - содержится в любом архитектурном высказывании, будь то воплощенное здание, проект на бумаге или словесные конструкции. Поиск сущности архитектуры шел веками путем опровержения предшественников, и ни для кого не секрет, что в этом плане история архитектуры вписана в логику развития нашей культуры в целом. Для концептуальной сетки, в которой в определенный момент времени мог быть только один правильный ответ на вопрос, чем является архитектура, характерна вера в сущность (онтологии, для которых сущность стоит во главе угла, вам могут быть известны под брендом «эссенциализм») и наличие вытекающих из нее суперобъектов (то есть объектов, располагающихся на самой вершине вертикали бытия). Так, например, в разные моменты времени суперобъектами были бог и человек с соответствующими политическими, этическими и архитектурными решениями.
Сегодня ни одно редукционистское определение сущности архитектуры не может быть убедительным. Архитектурой в равной степени являются не только устремленный в вечность костел и прозаичная хрущевка, но и алгоритм генерации урбанизированного пространства видеоигры, и цифровой код, предстающий перед нами в виде трехмерных проекций через интерфейс графического редактора, и образы архитектуры, отпечатанные в текстовых регламентах и даже в памяти отдельно взятого человека. Сегодня все это (и многое другое) — в равной степени легитимные ответы на вопрос о том, чем поистине является архитектура.
О новых онтологиях (они же плоские онтологии) и их связи с современной архитектурой некоторое время назад я попыталась порассуждать в виде текста. Если вдруг кому интересно, вот ссылка:
http://socofpower.ranepa.ru/files/docs/1_2017/2_-_Mayorova.pdf